пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Собственно, самостоятельно не справляюсь именно потому, что задача в том числе на медицину, которую я знаю паршиво. Если кто-то поможет, буду очень благодарен.

Итак, дано:
Годы примерно II Мировой, уровень развития техники конкретно в авиации - сравнимый с реальным, уровень развития медицины, в частности военной - чуть выше реального, но именно "чуть", конкретику в этой области пока представляю себе так себе.

В воздушном бою летчик ранен в голову. При этом он:
- остается в живых и даже в сознании, хотя второе уже - такая помесь чуда с адренолином;
- с огромным трудом, но таки доводит машину до своей стороны фронта (возможно, не до самого аэродрома) и садится (скорее всего таки на пузо); возможно, при этом дополнительно имеет сотрясение;
- после посадки практически немедленно госпитализирован в тяжелом состоянии, шансы выжить оцениваются процентов в 10 максимум;
- угроза жизни сохраняется достаточно долгое время;
- снова ухитряется выжить (повезло на очень хорошего хирурга);
- медкомиссия по итогам, разумеется, строго запрещает полеты в боевой обстановке и пилотаж; полеты на учебной машине очень не рекомендует; однако, на учебной машине раз в полгода летать этот товарищ в итоге таки будет - попадет лектором в летное училище, и периодически будет напрашиваться пассажиром к летающим с возможностью иногда подержаться за штурвал.

Вопросы:
1) Куда конкретно мог быть ранен этот товарищ, если при этом точно целы нос-губы-челюсти, и зрение пострадало не слишком сильно, но при этом ?
2) Чем его могло зацепить? Осколок снаряда, пуля, осколки собственного фонаря? Ожогов у товарища нет, машина не горела, машина по итогам боя вообще целее собственного пилота...

Да, кто читает "Летчиков" - это туда, про одного персонажа, мелькавшего пока только где-то по бокам.

@темы: Вопросы

Комментарии
12.04.2012 в 14:35

Мои баррикады всегда пустовали, Не знаю глупее причин для печали, Но ты… не стреляй в меня, слышишь? Не будь среди тех, кто стреляет по мне. (с)
тяжелая контузия не подойдет?
12.04.2012 в 14:37

Ничего не останется от нас, нам останемся может быть только мы...
Я про своего прадеда рассказывала, да? Он был связистом.
Проникающее ранение в затылочную часть. Хотя там задело тогда зрительный кусок. Надо по атласу мозга посмотреть. Часть снаряда.
12.04.2012 в 14:40

Ах, чего бы я ни дал, чтоб в час непрощенный на Сенатской бы стыть мне площади!..
Проникающее осколочное ранение верхней трети лобно-височной части.
очень повезло товарищу.
12.04.2012 в 14:43

Мы не ищем легких путей. Нам лень. (с)
остается в живых и даже в сознании, хотя второе уже - такая помесь чуда с адренолином;
Не такое уж и чудо, в год регистрируется несколько сотен случаев класса "выстрел в голову, мозг не задет" - штыри, гвозди, пули и прочая, вплоть до сантехнической трубы.

с огромным трудом, но таки доводит машину до своей стороны фронта (возможно, не до самого аэродрома) и садится (скорее всего таки на пузо); возможно, при этом дополнительно имеет сотрясение
Сначала определись, почему у тебя самолет падает.
Но - вне аэродрома в любом случае будет жесткая посадка, и сотрясением там не отделаешься. Либо мокрое место, либо клочки по закоулочкам, либо тяжелейшие переломы и сочетанные травмы.

угроза жизни сохраняется достаточно долгое время; снова ухитряется выжить (повезло на очень хорошего хирурга);
Тогда это не голова, а другие фрагменты организма. Либо магическое вмешательство.

медкомиссия по итогам, разумеется, строго запрещает полеты в боевой обстановке и пилотаж; полеты на учебной машине очень не рекомендует; однако, на учебной машине раз в полгода летать этот товарищ в итоге таки будет - попадет лектором в летное училище, и периодически будет напрашиваться пассажиром к летающим с возможностью иногда подержаться за штурвал
Если рассматривать вариант вылеченной травмы головы - то это комиссия, белый билет и списание в запас. Никаких самолетов, никаких полетов, никаких физических нагрузок и нервотрепки.
12.04.2012 в 14:59

Хмммм... Это мартисью.
Такого не может быть, чтобы потом летал.
И на чем его эвакуировали? Санавиация - таки ой, при таких шансах выжить его на самолете не повезут. Возьмут того, кто точно выживет, а то врачу, который безнадюжку отправил, трибунал.
По железной дороге - это сперва на перекладных от этапа к этапу, а потом в специализированный тыловой госпиталь? Да он у тебя загнется на этапе ПМП, вот что. Дороги такие дороги. С тяжелым ранением в голову, да на грузовиках, да от обстрелов уходя.
Придумай ему другое ранение.
12.04.2012 в 15:03

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Capt. Jack Harkness, не контузия, или не только контузия. :(

Morrigan Yill, так, это еще на самолет надо смотреть, что там с бронеспинкой, и насколько вообще реально попасть в кабину сзади под таким углом...

nartin, а я не уверен, что он именно падает, а не садится. Расклад такой, что машина лететь способна, это летчик вести не очень способен и садится в том числе чтобы спасти еще функциональную машину.

А если он садится на шоссе, грунтовку или на достаточно ровный кусок поля? То же?

А если не голова, то варианты?
Либо, если угроза жизни не от самого ранения, а от сопутствующей кровопотери?

Списание в таком раскладе нагрузку преподавателя формата лектор тоже не допускает? И полеты в качестве пассажира?
12.04.2012 в 15:10

Нинквенаро, тогда ранения головы не очень-то умели лечить. Нейрохирургия была так себе. И вполне могли всплыть всякие интересные осложнения после.
Короче, в ЖЖ к Алексу Поволоцкому, он занимался этими вопросами, когда мы "Майку" писали. Я больше про грудную клетку читала и про общее состояние дел в этапном лечении.
12.04.2012 в 15:12

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
mayka_myatnikova, в качестве пассажира - тоже?

Плюс там немного другой расклад с тылом, чем в реале, тыла меньше и он ближе, и тылом считаются гораздо более простреливаемые области. Есть ли вообще куда эвакуировать дольше недели дороги - сомневаюсь, может и не быть.

Слушай, а если ситуация (это уже отдельно от этой) примерно такая: есть имеющий большие шансы выжить рядовой летчик и крайне малые - командир в звании от подполковника и выше. Кого будут вывозить в таком раскладе?
12.04.2012 в 15:21

Нинквенаро, Рядового. Врачу пофиг, какие звания. В полевых госпиталях вообще все вповалку лежали. врачу, который подписывает в карточке "Эвакуация самолетом", собственная шкура дорога. Если он отправит безнадежного, а тот в дороге окочурится, врача под трибунал. Потому что мог отправить того, кто точно выживет, а вместо этого занял место безнадежным. Это мне медсестра рассказывала.
С плохими шансами выжить командира оставят в госпитале. Либо пока ему не получшает настолько, чтобы выдержал эвакуацию, либо пока не помрет. Курим тут.
Еще гуглим "Скальпель и автомат", там была история про обожженных танкистов, которых она отправила самолетом. Больше никого не было, кого можно отправить.
12.04.2012 в 15:42

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
mayka_myatnikova, а осложнения после и были в любом раскладе, и до 50 товарищ, кажется, не дожил...

Нет, в этой истории при любом ранении имеет место быть феерическое везение, причем и на обстоятельства и на людей,по верхней границе вообще возможного, и удивляться постфактум "а как оно, блин, живое" - будут, и сильно. Мне бы понять, в чем конкретно повезло, почему настолько крупно и в чем повезти в принципе не могло.

Могло ли повезти на хорошего врача в полевом госпитале?
Или на кого-то с достаточно высоким званием, сказавшего "под мою ответственность"?
Или, действительно, на наличие транспортника именно в этот момент при отсутствии других раненых?
Или состояние было не столько плохое или безнадежно само по себе, сколько долгое время без улучшений, и по сомнением, соответственно не "а доживет ли", а "а будет ли лучше"?
12.04.2012 в 15:58

Нинквенаро, мог профессор-консультант приехать и соперировать. Такое бывало.
Бери эпизод с танкистами. Госпиталь переезжает, оставляют раненых, ждущих эвакуации, и врача при них. грузовики пришли, кого могли - забрали. Остался вот этот твой и еще кто-нибудь тяжелый. Ну, летчик взял обоих.
"Скальпель и автомат" очень активно рекомендую. Там много всего, что можно побрать.
12.04.2012 в 15:59

Мы не ищем легких путей. Нам лень. (с)
Расклад такой, что машина лететь способна, это летчик вести не очень способен и садится в том числе чтобы спасти еще функциональную машину.
Это "отдел фантастики, выше этажом". Невозможно получить ранение в голову (при закрытом колпаке кабины) и при этом обладать целехонькой машиной. Пилот открыл колпак проветрить кабину, в это время сбоку на цыпочках подкрался враг, стрельнул ему в голову из пистолета?

А если он садится на шоссе, грунтовку или на достаточно ровный кусок поля? То же?
Разве что у тебя в базе По-2 или аналогичный по устойчивости биплан на малой скорости, а впереди широченное ровное укатанное катком поле диной минимально пару километров. Стоп-крана и аварийного тормоза в самолете не предусмотрено. В любом случае это жесткая посадка и отломанные шасси, потому что неровности почвы.

Либо, если угроза жизни не от самого ранения, а от сопутствующей кровопотери?
"Внутриголовное" кровотечение - это инсульт. Внешнее - либо широченная скальпированная рана головы (см. пункт 1), либо в твоем распоряжении весь остальной организм. Ж

Списание в таком раскладе нагрузку преподавателя формата лектор тоже не допускает? И полеты в качестве пассажира?
В военном училище - нет. Повышенное внутричерепное, последствия контузии, неизвестные неврологические последствия. Полеты - однозначное нет (давление, перегрузки, да хоть простейшие воздушные ямы)
12.04.2012 в 16:03

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Нинквенаро, Множество мелких осколков, пробивших череп, повредивших кровеносные сосуды, но сам мозг не зацепивших, что всех поражает. Только часть осколков удалось извлечь, остальные остались, потому перегрузки очень опасны - смещение осколков способно повредить мозг, хотя со временем осколки вросли в черепную кость. Также повышенное внутричерепное давление провоцирует время от времени сильные головные боли.

так, это еще на самолет надо смотреть, что там с бронеспинкой, и насколько вообще реально попасть в кабину сзади под таким углом... Бронеспинка держала пули, снаряды ее пробивали. Снаряд, разорвавшийся в кабине, сам по себе несет кучу осколков, плюс в осколки превращаются элементы обшивки и прочее.
12.04.2012 в 16:06

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Но - вне аэродрома в любом случае будет жесткая посадка, и сотрясением там не отделаешься. Либо мокрое место, либо клочки по закоулочкам, либо тяжелейшие переломы и сочетанные травмы. Не согласен - во Вторую Мировую сажали по всякому, и далеко не всегда даже травмы получали при посадке... Если не на лес или на город - можно так посадить машину, что ее потом восстановят прямо в части. Один Покрышкин чего стоит, со своим МиГом в кузове грузовика катавшийся, чтобы машину восстановили...
12.04.2012 в 16:07

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Я не медик ни разу. Просто по логике возможен вариант - зацепило по касательной. Тогда это ушиб мозга, внутричерепная гематома. В принципе, это еще можно худо-бедно залечить, если случай не очень тяжелый. Все другие варианты - инвалидность почти гарантирована.
Вообще, по сюжету требуется, чтобы персонажа именно по голове бить? При варианте "выжил всем чертям назло и летал назло медкомиссии" больше подойдет неосложненная травма позвоночника без повреждения спинного мозга. Это по состоянию медицины 30-40-х тоже лечилось очень интуитивно, но если не парализовало, у здорового мужика шансов больше. Будет периодически маяться жестокими болями в спине, но летать сможет. У Голубевой-Терес в мемуарах был похожий случай описан, если не путаю. Там ее подруга с покалеченной спиной летала, врачам не жаловалась специально, чтобы не списали.
12.04.2012 в 16:08

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Да, и операция по извлечению осколков - возможна и в полевом госпитале, потому что требует не столько оборудования (трепанацию черепа едва ли не со слесарной ножовкой можно сделать!) сколько очень умелого и грамотного хирурга с уникальной точностью движений, ну и персонал расторопный и аккуратный...
12.04.2012 в 16:08

У-2_кукурузник, тогда у вас все будет как под копирку.
Неназванный, вот и я о профессоре. Профессор, приехавший консультировать хирургов прямо на местах, - это очень даже вариант. Бурденко вон ездил, Ахутин ездил.
12.04.2012 в 16:15

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
больше подойдет неосложненная травма позвоночника без повреждения спинного мозга Если лечили врачи - то травма фигурирует в карточке, а с такой травмой спишут однозначно, основная нагрузка в полете как раз на позвоночник. А с осколками в голове - летали (правда я помню только про бомберы).
12.04.2012 в 16:29

Мы не ищем легких путей. Нам лень. (с)
40-е годы, идеальные условия, жесткая посадка на аэродром технически исправного самолета

waralbum.ru/wp-content/uploads/yapb_cache/crash...
www.airpages.ru/pe8/tb7_42028.jpg
12.04.2012 в 16:32

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
У-2_кукурузник, Галя Докутович после перелома спины летала, про нее не только у Голубевой-Терес, еще у Чечневой и у Ароновой есть. Но тут, кажется, у товарища имеются именно что сильные непериодические головные боли в качестве одного из последствий ранения и с некоторой вероятностью таки смерть от инсульта в итоге. То есть голове с шансами досталось хотя бы при жесткой посадке.

Нинквенаро, напарник, напомни мне, как дома состыкуемся, пошерстить Чечневу и Терес, у кого-то из них упоминалась однополчанка с похожими последствиями, расклад по ранению там тоже описывался. Правда, после войны та девушка не летала, только преподавала, но довольно активно. Предположу, что контузия или сотряс в нашем случае - не первичное ранение, а довесок от посадки, и сей довесок мог, в общем, в документы не попасть или попасть смягченным.
12.04.2012 в 16:42

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
nartin, А если вертикально в землю направить - то еще хуже было бы... :-D Неудачная посадка может развалить самолет в куски, кто же спорит, но посадка поврежденного самолета далеко не всегда оканчивается катастрофой, на том же военном альбоме фоток предостаточно (мне сейчас просто искать лень). Ремни подтянул, выпустил закрылки, аккуратненько подобрал ручку, скорость сбросил до минимума, зажигание выключил, и нежненько-нежненко щекочешь брюшко своей машины зелененькой травкой, пока не зашуршишь... Конечно раненному пилоту сделать это будет куда сложнее, но про адреналин же недаром говорили!

АПД: пардонте, фотки долго грузились, потом уже после написания комментария открылись - отмечу, что по ссылкам прекрасные посадки, и самолеты практически не пострадали, а уж летчик Спита тем более, это он и позирует...
12.04.2012 в 16:50

Мы не ищем легких путей. Нам лень. (с)
Неназванный, дык это... первая и есть пример идеального результата - снесло шасси и винт. На второй не видно - но крыла за фюзеляжем нет, они его сломали - это и спасло.
12.04.2012 в 16:50

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
mayka_myatnikova, ага, раскопаю, как с работы вернусь, а то тут сеть условная, пока не дернули...
Там весь прикол конкретно с этим товарищем, что везет ему... ну не то чтобы как никому, очень даже как кому. Но вот чтобы три-четыре удачи, каждая формата "одна на сотню", совпали на нем одном - такого у него в жизни было как минимум больше раза.

nartin, а, косо сфрмулировал... о целом фонаре речи не идет, разумеется. Я пытался сказать, что пилот пострадал сильнее, чем машина; а машина при этом способна держаться в воздухе и может быть отремонтирована на месте. Фонарь, логично, в любом случае разбит; возможно, и даже скорее всего, пострадали плоскости, возможно, что-то еще.

Неназванный, Покрышкин со своим МиГом - это вообще отдельная песня. :)

У-2_кукурузник, по голове необязательно, но картинка в голову явилась конкретная и я теперь завис...
Или там ранение куда-то еще плюс сотрясение при посадке?
По сюжету критично то, что в училище товарищ впоследствии преподавал теорию и периодически ухитрялся уломать коллег прокатить его на учебном и дать за штурвал подержаться, а вот написано у него в карточке "негоден" или "ограниченно годен, строго в небоевых условиях" - понять пока не могу.
Про Адвизбу я помню, да.
12.04.2012 в 17:22

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
firnwen, Адвизба это, Адвизба, но убей меня плитусом, не помню, кто про нее писал, все слилось уже в голове...
То ли эту... хорошую личность просто осколками фонаря посекло впридачу к сотрясу?
12.04.2012 в 17:23

Жанр-то какой? По описанию "везучего" товарища очень уж на марти-сью смахивает. Даже для фентези чересчур.
12.04.2012 в 17:29

пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
mayka_myatnikova, а хрен его знает, какой жанр. Лично я уже почти год этого понять не могу.
12.04.2012 в 17:32

Нинквенаро, Ну как-то очень натянуто это "везение". Сьюха как есть сьюха. Тебе точно надо, чтобы он у тебя в огне не горел и в воде не тонул? Ну раз, ну два, но все время, - это уже натяжка. Задолбаешься обосновывать.
12.04.2012 в 17:38

Жаба-дурак. Третья еда в пятом ряду. Чиста, наивна и трепетна, как новобранец.
mayka_myatnikova, да там скорее "и горит, и тонет, и падает, а все не насмерть" :)
Хотя полеты на учебном бипланчике после списания - это уже однозначная нелегальщина. :)

Нинквенаро, только она Авидзба. Пока доползешь до дома, найду эти отрывки, книги-то все дома.
12.04.2012 в 17:39

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
Нинквенаро, Сотряс при посадке, с любыми последствиями вплоть до летального исхода можно заработать даже не будучи раненым. Для этого достаточно один раз жестко приземлиться с отстегнутыми плечевыми ремнями. Потому что проломить голову о прицел - вещь вполне реальная. Про один из прицелов, по его аббревиатуре, даже шутка ходила ПБПЛ кажется он назывался - прибор, бьющий пилота в лоб.
Имеем жесткую посадку "на брюхо", ремни отстегнуты (пристегнутые плечевые ремни в бою сковывают движения и мешают оглядываться, их все отстегивали, и мы, и фрицы, и кто только не), не разминулся с прицелом - отключился. А дальше - маяться головными болями, особенно после жесткого боя на виражах, от медиков шифроваться - спишут ведь к ежкиной бабке. И так до, увы, печального финала, который может последовать как в небе, так и дома уже на пенсии. У хорошего сотряса, если его вообще не лечить, целый набор отсроченных по времени последствий - мало не кажется никому.
12.04.2012 в 17:40

Шасси, крылья, хвост - вот мои документы!
О! Нашла точную формулировку: "Летчики, кстати, расшифровывали сокращенное наименование прицела ПБП-1б так: "прибор, бьющий пилота один раз больно". - Емельяненко "В военном воздухе суровом". Книга лежит на милитере и еще вот здесь lib.rus.ec/b/15729/read