В основном тхай'сской и кел'реннской. В основном кусочками, но.
Далее конспект этой самой матчасти, напарник, напоминай, если я что-то забыл.
1. Очень прикольная штука традиционная тхай'сская одежда. Она состоит из довольно свободных штанов; накидки, завязывающейся где-то в районе пояса крест-накрест, а при необходимости из этой же накидки связывается заплечный мешок, а из ее "хвостов" - лямки; и "намордника" из толстой кожи, закрывающего шею и нижнюю часть лица от ветра и пыли, причем строго нижнюю, маркировка должна быть видна минимум наполовину. На что при этом похожа обувь и есть ли она - пока не знаю.
Причем из всего этого в помещении не носят "намордник" и далеко не всегда - накидку.
В горных регионах и вообще там, где бывает и холодно, этих накидок бывает несколько разной длины, и кажется там же впервые как элемент одежды появляется пояс, на котором одновременно носят подсумки и оружие, и который собирает вместе все накидки.
Еще где-то там же появляются перчатки как элемент защиты рук, причем защиты от яда, укусов, и прочей агрессивной живности, а не чисто в бою или за работой.
читать дальше2. Любопытная деталька социума: у тхай'сс считается полной дичью всерьез драться с несовершеннолетним. Но если уж сочел возможным с ним драться - будь готов и маркировку ему наносить. Для вступления в серьезный поединок необходимо признать противника полностью взрослым и ответственным. И да, на таких поединках дерутся в полную силу с обеих сторон. Невозможно же тут кого-то взрослым признать, а тут - нет.
3. Тоже любопытное: у тхай'cc есть грибы, отчасти занимающие экологическую нишу паутины. Плетущие "сети" из грибницы, имеющие в составе себя стрекательные клетки и натурально способные напоровшегося парализовать, обволочь и употребить.
Причем если грибница у этих грибов слабоядовита, а стрекательные клетки ядовиты сильно, то плодовые тела этих грибов содержат то же вещество в концентрации, в которой оно работает стимулятором и сильным обезболивающим и ящерицы это используют.
И есть у них истории, как формата сказочки, так и формата реальные события той же Белой Войны, когда серьезно раненый добирался к своим, употребив эти грибочки. Большая часть этих историй содержит упоминание тяжелого выбора про либо рисковать напороться на смертельно ядовитую часть гриба, но все-таки полезть и применить, либо не рисковать и не лезть. Что забавно, в разных семьях вполне могут рассказывать как про правильный про разный выбор.
4. Кел'реннское. Сначала авторский вопль. Сволочи. Каждый раз, когда думаешь, что нашел что-то, характерное для всех кел'ренн, через некоторое время на тебя выскакивает какое-нибудь еще дробление их общества, и ты понимаешь, что то, что ты знал, было про крупный сегмент, но сильно не про всех.
Самое простое из нападавшего. Осознал тут, что кел'реннские политики исходно вообще-то были храмовой администрацией формата ахч, и только потом отпочковались в отдельную управляющую структуру. И то не до конца. И до конца отпочковаться в общем-то не могут, потому что сколько-нибудь регулярные войска на большую часть контролирует Храм. Максимум, что можно собрать отдельно - это личную охрану, но и она скорее всего не поднимет на храмовых руку, это очень устойчивый и многопоколенный рефлекс. Так что способов быть несогласным с Храмом глобально у них в общем два - или свалить в туман и жить там, не пересекаясь, или расколоть сам Храм. И у того, и у другого есть прецеденты, но, справедливости ради, второе обычно начиналось с раскола внутри храмовых по идеологическим причинам и только продолжалось личными терками за власть.
5. Первый же специфические религиозный раскол, он же географическое разделение у кел'ренн - это разделение на осевших и кочевых. И оно происходит скорее идеологически, чем по вопросам технического удобства. Идеологический конфликт выглядит как "наши предки дали нам жизнь, знания, все, что мы имеем, а теперь дают нам где жить" vs "наши предки уходят в землю и прорастают, но жить в их телах... да это с ума сойти надо!"
Приверженцы первой позиции оседают, строят города и развивают то, что будет считаться со стороны кел'реннской цивилизацией (и то, что от цивилизации уцелеет). Приверженцы второй позиции на одном месте принципиально не живут, домов не строят, инфраструктуры не развивают, кочуют с какой-то живностью. Друг с другом ладят тяжело, но пока не происходит попыток делить территорию, в целом никто никого по крайней мере не убивает, ну и они согласны считать друг друга по крайней мере одного вида, одной расы и верящими в одних богов, хотя и очень по-разному.
А потом случается обледенение.
Ненулевая часть кочевых обледенения физически не пережила. Еще часть подалась в города или поселки и ассимилировалась. Наименьшая часть таки нашла себе где и как выживать и даже адаптировала живность под нынешний климат. Но кочевать в основном тоже перестала. На момент истории Тайрина есть кел'ренн, которые всегда были оседлыми (нар'кела, народ стойбищ буквально), есть "мы кочевали, но лед заставил нас остановиться" и есть "моя бабушка была из кочевых, но сам я уже не очень".
6. Связанное с предыдущим пунктом, история Ла и округа Не'Нар.
Во-первых, в тамошних местах сошел ледник, перекрыв реку. Ледник остановили, но не сразу, и ледник за компанию с тем, что осталось от реки, успели сожрать большой кусок территории, где жили тамошние кочевые.
Одно из стойбищ было достаточно затронуто прогрессом, чтобы у тамошних был какой-то транспорт формата "на пинках и матерной ругани, но летит". Кочевые сгрузили в этот транспорт тех, про кого сочли, что этим нужно выжить, в основном молодежь и детей, и выгнали через ледник. Транспорт, что характерно, дошел и выжил. Я знаю имя девушки, которая всем этим рулила, Ара, на наши деньги ей было что-то около 16-17 лет. Она же пыталась собрать из уцелевших новое стойбище, но... короче говоря, не получилось. Получился поселок. День, в который они поставили первый постоянный дом (но дома в поселке, кстати, именно построенные - не было времени и материала на выросшие), эти кел'ренн оплакивали как день конца привычного мира .
Потом они в какой-то степени смешались с местными оседлыми ("мы теперь нар'кела", говорили они, "мы не можем больше жить как раньше и хранить наши обычаи"), поселочек разросся. К моменту Тайрина он все еще дикая глушь с дикими нравами и очень малым влиянием даже окружной администрации, но он вполне себе в официальной структуре.
И там говорят на диалекте, представляющем собой дикую смесь языка оседлых и кочевых. Имена чаще дают в кочевой традиции, кстати, как ни странно. Рё, например, означает "ветер". А само название Ла - "берег", причем исходно похоже в значении "край воды".
у наших тоже хищные грибы (как и часть флоры), но они огромные и растут, падлы, рощами, и вот там путничек может загулять и не вернуться - употребят.
про ледник страшно Т_Т
История про кел'ренн, увы, вся либо страшная, либо про проебы, либо и то, и другое.
Интересно, как они от этой невозможности убить перешли к гражданской войне со всем вот этим вот.
"Либо страшно, либо про проёбы" - это в цитатник.
Следствие из этого раз: слово "старуха" имеет в их языке несколько хтонические и сверхъестественные коннотации. Как сильная несезонная гроза.
Следствие из этого два: если тебя в те времена (до вааль и сразу после них) где-то встретила старая ящерь - с тобой будут обходиться так, как она сказала. Она может не быть главной в поселке, но ее слово весит очень и очень много.
3. Эти грибы пещерные, водятся в основном довольно глубоко от поверхности, нуждаются в высокой влажности и тепле, но погружение в воду и/или жару переносят плохо. В среднем грибница может быть до нескольких сотен квадратных метров, часто покрывает стены и потолок пещеры - по полу в этом случае, как правило, течет достаточно теплый ручей/река/озеро. Плодовые тела довольно маленькие, от крупной вишни до грецкого ореха, и их сбор действительно требует хорошей координации. А еще они невкусные. Ну то есть сожрать можно, не вывернет, но не то, что станешь есть без суровой необходимости (скорее всего, как-то так о них и выяснили - потому что нечего, кроме них, было жрать
Можешь развернуть про невозможность убить? Несколько туплю.
firnwen, о, спасибище, переложу потом в пост.
Лайверин, грибы мы нарыли реально довольно внезапно.