пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Осознал-таки, чем мой мозг выносит играющий темный блок.
Если "темный блок равно зло", он игротехнический, в крайнем случае - с отдельными играющими. Поскольку играть воплощение зла... нет, совсем зла. Нет, без хитровывернутой морально этической подложки. Нет, просто злобных тварей различной степени тупости. Нет, без каких-либо самооправданий. В общем вы уверены, что хотите это именно играть? А если вы таки хотите, таки играть и таки именно это - одно из двух, имхо: либо вы охрененно крутой игрок, для которого это вызов самому себе; либо же вы, увы, не вполне адекватны.
А если "темный блок не равно зло", то я не могу воспринимать его именно как темный. Поскольку он из противодействия всем действующим в мире силам превращается в одну из этих сил. И сама логика такого ТБ и его конфликта с СБ становится логикой конфликта людей и людей, а не логикой конфликта метафизики мира.
Если "темный блок равно зло", он игротехнический, в крайнем случае - с отдельными играющими. Поскольку играть воплощение зла... нет, совсем зла. Нет, без хитровывернутой морально этической подложки. Нет, просто злобных тварей различной степени тупости. Нет, без каких-либо самооправданий. В общем вы уверены, что хотите это именно играть? А если вы таки хотите, таки играть и таки именно это - одно из двух, имхо: либо вы охрененно крутой игрок, для которого это вызов самому себе; либо же вы, увы, не вполне адекватны.
А если "темный блок не равно зло", то я не могу воспринимать его именно как темный. Поскольку он из противодействия всем действующим в мире силам превращается в одну из этих сил. И сама логика такого ТБ и его конфликта с СБ становится логикой конфликта людей и людей, а не логикой конфликта метафизики мира.
Да, но что делать равновесникам/серым?
На деле же это не так. Игротехи просто не задаются целью понять эту морально-этическую подоплеку. Хотя, совсем уж на самом деле, нет там самооправданий. Да и этики и морали в привычном понимании нет. Есть мировоззрение. И, если и мораль, то иная.
И в эпосе. Толкин, я полагаю, как раз эпос и есть.
ЗЫ: Очень хочу с тобой гулять! Стучись ко мне, а? Телефон выслал ЛС-кой в жж.
У Толкиена взгляд с одной стороны. Нераскрытая мотивация. Потому что смотреть не захотел. И все же зло там именно сказочное, гипертрофированное.
У Толкина как раз раскрыто то, что у другой стороны не было особенных мотиваций, кроме описанных. Любые другие варианты кажутся мне додумыванием и уничтожением идей Толкина.
Мы рассматриваем мир или чисто книгу? Если мир, то нельзя не согласиться, что взгляд исключительно односторонний. С той самой светлой стороны. Из чего следует та самая нераскрытая мотивация.
Если же книгу, причем исходя из теории, что Толкиен кругом прав и как он написал, так оно и есть, шаг влево, шаг вправо - бегство, прыжок на месте - попытка улететь, то тут разговор неуместен. В таком случае это сказка и ничего больше. А в сказках абстрактное зло ради зла вполне себе может жить и здравствовать, пока герой не явится.
А в качестве эпоса мне представляются скорее скандинавские мифы, скажем.
Эпос разным бывает. Не только скандинавские мифы.
Я рассматриваю как мир, причем мир, в котором мотивация у зла единственная — своими деяниями нести разрушение=нарушение полностью гармоничного замысла Единого. Не вижу причин думать иначе. И как весь, скажем так, светлый блок так или иначе исправляет причиненное зло, стремится воплотить замысел, то темный — ломает и искажает его. И таким образом лучшие проявления светлого блока — вроде Берена и Лутиэн — это воплощенная мелодия, которая преодолевает искажение, а орки и пр. — это воплощенные единицы морготовского искажения.
При желании можно оставить лишь концепцию разрушения. А если, скажем, пойти дальше, и понять, что без разрушения нет изменения? И что это две стороны одной медали. И они нужны - тоже обе.
Я не знаю, какой могла бы быть Арда Неискаженная, но охотно верю, что она была бы не просто неизменяющимся и застывшим нечтом, а живым и развивающимся миром, просто в ней не было бы боли, смерти для бессмертных, страха смерти у смертных и тому подобного, что несет искажение.
Я не считаю, что без разрушения нет изменения.
Не считай.
Но я все равно полагаю, что для того, чтобы пришло что-то новое, должно уйти старое. Это логично в конце-концов.
Без смерти было бы банальное перенаселение. Опять же, если смотреть логично.
Боль - это нормальный естественный признак того, что что-то не в порядке. В физическом или душевном плане.
Страх смерти - это тоже нормальное свойство человеческой психики - страх неизвестности. Хотя и его возможно побороть собственными силами.
И, кстати, смерть - это нормальное явление. В том числе и для "бессмертных". Нежелающие умирать и идти дальше всегда могут отсидеться в блаженном Амане. Кстати, если его рассматривать как наиболее приближенное к Арде Неискаженной - то там можно увидеть ту самую статику без изменений. Пока Моргот не пришел, все так и сидели на попе ровно. Будто времени и вовсе не существует.
Без смерти было бы банальное перенаселение. Опять же, если смотреть логично.
Бессмертные у нас только эльдар, у которых крайне медленно размножение происходит, места вроде как всем хватало. Кстати, они ни в какое «дальше» не идут, они привязаны к Арде anyway. Страх смерти для Арды — в корне неправилен. Для нас, здесь, страх неизвестности, жизнь после смерти и пр. — вопрос веры, для жителей Арды — все-таки вопрос знания. Люди, которых не тронуло бы искажение, не боялись бы смерти, как не боялся ее, например, Тар-Миньятур.
И мы не на «ты».
Медленно - это вопрос относительный. Если бы смерти не было, то в итоге было бы тоже самое перенаселение, но чуть позже.
Это я абстрактно рассуждал. Если именно про Арду, то эльдар вообще бояться нечего. Они имеют шанс вернуться из чертогов Мандоса - т.е. то же самое бессмертие.
Людям в Арде, опять же, если рассматривать вопрос знания - бояться тоже нечего. Они таки идут дальше. Причем никто не знает куда. (Точно не помню, но, вроде, в каноне что-то было такое). И, таки, опять неизвестность.
Еще аргументы?
Для эльдар смерть — невероятное испытание, совершенно противоестественный, чуждый их природе опыт. Они просто не могут не страшиться подобного. Вернутся они потом или нет — дело очень десятое. Это ж не компьютерная игра, где героя хлопнули, он вернулся… Насчет перенаселения эльдар — никто не отменял конца мира — мелодия-то не бесконечна, который и станет смертью, истинной смертью, для эльдар. Вопрос с перенаселением был решен вполне.
Людям в Арде, опять же, если рассматривать вопрос знания - бояться тоже нечего.
Вот именно. Бояться им нечего. Страх смерти — от искажения, он привнесен Морготом. Насчет неизвестности — тут вопрос доверия (не веры, а именно доверия Единому). Полагаю, не доверять своему создателю, в существовании которого нет сомнений — как-то странно. Те люди, в которых этого искажения было меньше всего (вроде Элроса, о котором я уже говорила), не боялись смерти и умирали так, как должны были по замыслу — просто уходили, устав от жизни, выполнив все, что должны были. Откуда при таких условиях мог возникнуть страх? Страх смерти — к Ар-Фаразону.
Отличное решение вопроса перенаселения: как места всем мало станет, грохнуть мир и всего делов. Как-то жестоко для всеблагого Единого - убить всех скопом, не находишь? Причем до этого стандартный набор: нехватка мест обитания, голод и т.п. радости жизни.
Чуждый опыт.. Ой, нежные создания. Мы сейчас переживания их неокрепшей детской психики обсуждаем или абстрактные факты?
То же самое с людьми. О каком доверии идет речь, если люди в любом случае не знали, что их ждет после смерти. Как и здесь на земле никто не знает. И неважно, есть Единый или нет. Кроме того никто не отменяет страха боли, потери родных, потери того, что имеешь, страха не успеть что-то сделать и т.п. Так что страх смерти - вполне нормальное явление.
Где тут зло? Я лично не вижу зла в естественных законах природы. Разрушение, смерть, боль, страх - вижу. Только вот ценится обычно то, что можно потерять, что получаешь, приложив усилия. И смерть - реальная или гипотетическая лишь оттеняет ценность жизни. Именно поэтому люди - живут, стремятся, добиваются. Там есть явный прогресс и развитие. А эльдар - как сидели блаженно на своем Амане, так и до сих пор бы сидели, если бы не растрясли это застывшее во времени уютное гнездышко.
А Берен, Лютиэль, Финрод и иже с ними - это уже частности все.
Что именно домыслы? Впрочем, как бы то ни было, в ваших словах тоже хватает домыслов, просто мои домыслы все больше в рамках Арды идут, а ваши… в ваших собственных рамках.
Отличное решение вопроса перенаселения: как места всем мало станет, грохнуть мир и всего делов. Как-то жестоко для всеблагого Единого - убить всех скопом, не находишь?
У всего есть конец, я не вижу ничего ужасного в том, что конец есть и у мира. Это не «убить всех скопом», это «завершить музыку».
Чуждый опыт.. Ой, нежные создания. Мы сейчас переживания их неокрепшей детской психики обсуждаем или абстрактные факты?
Я ничего не могу поделать, опыт смерти для эльдар является чуждым. Не предполагалось, что они будут гибнуть. Расставание фэа и роа — трагедия. Ладно… Вы понимаете, что такое неестественность? Когда нас рвет — это неестественно и крайне неприятно, когда у женщины случается выкидыш — это неестественно и тоже, полагаю, неприятно. Смерть для эльдар — из той же области, только размах больше. И это вполне себе абстрактный факт, а не разбор хрупкой психики. Просто вы сказали, что эльда может посидеть в Мандосе и пойти дальше гулять на свободе, я говорю, что просто к «посидеть» там все явно не сводится.
То же самое с людьми. О каком доверии идет речь, если люди в любом случае не знали, что их ждет после смерти. Как и здесь на земле никто не знает. И неважно, есть Единый или нет.
Очень важно. Когда родители ведут ребенка на прогулку, ребенка, который им доверяет, этот ребенок не станет бояться. Если ребенок идет один — совсем другое дело, ему, конечно, будет страшно, даже если он смелый, даже если он приперно знает, что где-то там, возможно, у него есть родители. Люди, знающие об Эру, доверяющие ему (а если б не Моргот, то это доверие было бы), и люди, которые часто даже не верят в Бога, — разные люди и отношение к смерти у них разное.
И мы по-прежнему не на «ты», кстати.
У всего есть конец - из этого логично следует, что и смерть должна быть - как логичный конец отдельного существа, не? Допуская одно, отвергаем другое? Ай, нехорошо.
я говорю, что просто к «посидеть» там все явно не сводится.
Да пожалуйста, я ничего не имею простив того, что им это тяжело, больно и плохо.
У всего есть конец, вы сами этого сказали. Никому умирать не хочется. Пусть эльдар это более больно и жестко, но не хочется - всем. Тем не менее абстрактно и отстранено - смерть это нормально. И не так уж и в итоге важно, сам ты ушел, потому что устал или случайно помер где-то от оркского меча. Приведите мне хоть один пример развития, появления нового без разрешения старого? Любой в своем развитии проходит эти стадии маленьких смертей, что-то теряя, чтобы что-то приобрести. А цепляясь за что-то, не отпуская и не желая впускать новое - мы стоим на месте. Вот эльдары и стояли, цепляясь за свою призрачную жизнь, неизменность и стабильность.
Как это мелочно, все на Моргота валить. Аналогию не видите? Тут у нас все годы средневековья на Дьявола все валили, да и сейчас некоторые этим страдают. А слабо взять на себя ответственность? Вроде взрослые люди.
Чему доверять-то? (возвращаясь к теме). Что там все хорошо у людей будет? Так им никто не говорил этого. Другое. А вдруг и не понравиться? В конце-концов они из Арды уходили, а там за гранью Эру уже и не властен как бэ.. Кто его знает, что там? Опять все с начала начинать придется? А тут, может любимая оставалась, семья, быт и т.п. (см. страхи, перечисленные выше).
Да пофиг. Мне так удобнее, человек, с которым я общаюсь, в единственном числе.
лично мне иногда хочется именно сыграть именно совсем зло, без смягчающих. Следущей мыслью после этого желания бывает "так, а почему я этого хочу? у меня есть какой-то квест, или это, гым,тень в душе шевелится?"....
Вы не видите разницы между смертью эльдар и людей? Для людей смерть — это естественно, для эльдар естественно — жить до конца Арды. А потом только умереть — вместе с Ардой. И это правильно. Смерть в бою или от тоски для эльдар неестественна и плоха.
Приведите мне хоть один пример развития, появления нового без разрешения старого?
Я еще раз повторю: я не знаю, как могла выглядеть Арда Неискаженная. Этого не знает никто, потому что мир, в котором мы живем, также искажен, а потому мы не может представить себе идеал, не начиная баланду про «идеал это застой» и пр.
Как это мелочно, все на Моргота валить. Аналогию не видите? Тут у нас все годы средневековья на Дьявола все валили, да и сейчас некоторые этим страдают. А слабо взять на себя ответственность?
А? Что? А кто, собственно, автор искажения? Я? Вы? Хозяин этого дайра, который мы безбожно зафлудили? Автор искажения — Моргот, потому на него и все шишки. А эльдар и люди (не все эльдар и не все люди, конечно) по мере сил это искажение исправляли, воссоздавая истинную мелодию.
А тут, может любимая оставалась, семья, быт и т.п. (см. страхи, перечисленные выше).
Еще раз. В неискаженном мире для людей смерть — это завершение пути. По сути, она добровольна. Как (снова машу флажком) у первых королей Нуменора. Не может быть сожалений, не может быть страхов, когда путь подходит к концу. Не исключено, что если муж и жена любили друг друга, то и умирали они вместе. Всякие истерические привязанности и неспособность уйти — от Моргота.
Чему доверять-то? (возвращаясь к теме). Что там все хорошо у людей будет? Так им никто не говорил этого. Другое. А вдруг и не понравиться?
И эльдар, и люди — дети Единого. Любимые дети и любимые творения. Какой родитель бросит своих детей? Если есть доверие Эру — не будет страха смерти и всяких разных «вдруг не понравится».
Пожалуйста, прекратите мне тыкать или хотя бы избегайте такого обращения.
лично мне иногда хочется именно сыграть именно совсем зло, без смягчающих.
Мне понравилось играть моего волколака и есть товарищей из отряда Финрода.
В итоге пришли к утопии. Утопии, которая даже в сказке Толкиена не реализовалась, так что неизвестно, чем бы это кончилось (хотя можно предположить, если чуток подумать), не говоря уже о реальном мире.
Я не люблю рассматривать все эти "если бы", я вижу то, что есть. И на основании этого делаю выводы. А все остальное - домыслы, предположения и стремление к той самой утопии.
Арды Неискаженной нет. Есть то, что имеется. И в том, что имеется - разрушение, смерть и т.п. - это естественно. В противном случае последствия были бы еще более плачевны, чем сейчас.
Можно жить тем, чего нет и уже не будет, можно валить все на сцуку Моргота, можно говорить, что Единый - суть ТРУ и было бы все офигенно. Только мы этого - не знаем. А знаем то, что написано и что видим.
А родитель этот своих детей благополучно послал, оставив их самих с Морготом разбираться. И его, кстати, тоже сам на Арду отправил - чтобы уж для надежности, так сказать. Чай, скучать не будут.
Закрываем бессмысленный спор. В том мире, что имеется - что Арда, что Земля тут я зла в действиях Моргота (или Дьявола) не вижу. А о том, о чем мы не знаем, рассуждать смысла нет, опираться не на что.
Еще в прошлом посте прекратил, если Вы вдруг не обратили внимания.
Ок, ок, закрываем спор. Потому что в написанном мы явно видим разное.
Психологически Волдеморт все-таки человек — с его-то страхом смерти.
Присоединяюсь к каждому комментарию.
Я долго для себя все выстраивала, но теперь меня с этого фиг своротишь.
Ещё раз спасибо - редко удаётся увидеть умные и логичные размышления на тему)