пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
А у меня отрос вопрос. На самом деле он отрос неделю назад, и всю эту неделю я формулировал.
Варнинг - вопрос в некотором роде околопрофессиональный, по крайней мере, около профессиональной этики, поэтому ответы "по приколу" мне не подходят. Холивара вопрос тоже не предусматривает, поэтому тех, кто нетерпим к сабжу, я просил бы быть очень аккуратными в высказываниях, или не высказываться вовсе.
Вопрос такой: стали бы вы рассказывать своему ребенку (вариант "ученику" или "воспитуемому" - это сюда же) про то, что такое ЛГБТ? И если да - то в каком возрасте и в каких формулировках?
А если он об этом напрямую не спрашивает?
А если не спрашивает, но необходимость все равно есть или имеет шансы возникнуть (скажем, ЛГБТ есть среди близкой родни, с которой общается ребенок, или вы сами - ЛГБТ)?
Изначально вопрос касался только трансгендеров, но, кажется, остальные три буквы тоже актуальны.
Варнинг - вопрос в некотором роде околопрофессиональный, по крайней мере, около профессиональной этики, поэтому ответы "по приколу" мне не подходят. Холивара вопрос тоже не предусматривает, поэтому тех, кто нетерпим к сабжу, я просил бы быть очень аккуратными в высказываниях, или не высказываться вовсе.
Вопрос такой: стали бы вы рассказывать своему ребенку (вариант "ученику" или "воспитуемому" - это сюда же) про то, что такое ЛГБТ? И если да - то в каком возрасте и в каких формулировках?
А если он об этом напрямую не спрашивает?
А если не спрашивает, но необходимость все равно есть или имеет шансы возникнуть (скажем, ЛГБТ есть среди близкой родни, с которой общается ребенок, или вы сами - ЛГБТ)?
Изначально вопрос касался только трансгендеров, но, кажется, остальные три буквы тоже актуальны.
Наверное, так: бывает, когда двое мужчин или две женщины вместе живут. Иногда вынужденно, иногда просто потому что им так нравится. Всем нравится разное, бывает и такое.
Бывает, когда женщина переодевается в мужчину или наоборот. Кому-то так удобнее. Кому-то просто нравится. Всем нравится разное. И ладно.
То есть, подала бы это максимально нейтрально. Бывает иногда и такое. Обычное дело.
Причем рассказывать - ровно в том объеме, в каком его на данный момент оно интересует и только про те буквы сабжа, по которым возник вопрос. То бишь разговор это не разовый.
Соответственно, формулировки зависят от возраста.
Да, если ребенок начнет проявлять интерес к вопросу.
И если да - то в каком возрасте и в каких формулировках?
Лет в десять-двенадцать, когда встанет вопрос полового воспитания. Вместе с кошечками и собачками, у которых все тоже самое. В формулировках научных и медицинских, адаптированных под понятийный аппарат ребенка. Равно как и все остальные половые вопросы.
"Понимаешь, у нас в мозгу есть зона, отвечающая за то, кто тебе нравится, мальчики или девочки. Есть люди, у которых эта зона немного не такая, как у других людей, и поэтому им нравятся люди того же пола. Ничем кроме этого такие люди не отличаются,это просто особенность такая, и воспитанные люди не заостряют на этоом внимания. В остальном они такие же точно, как и все остальные".
Про трансгендеров вообще не стал бы объяснять, пока прицельно не спросит. Но объяснил бы точно так же, с научной точки зрения.
Но вообще в основе воспитания предполагается воспитание позиции что вопрос, кто с кем спит считается частной сферой и воспитанные люди туда не лезут. А концепцию прайваси начал бы объяснять намного раньше, лет в пять-семь.
Но, думаю, если бы я считала, что родители этого ребенка люди вменяемые - постаралась бы прежде переговорить с ними и выяснить их позицию по вопросу, а не озвучивать их ребенку сразу свою.
И да - я говорю именно про "ребенка", а не про подростка. С подростком проще.
Но у меня и не по сабжу в воспитании акцент на то, что "все разные и всем нравится разное".
Опять же ИМХО (и я своего мнения ни в коем случае не навязываю, только озвучиваю в ответ на вопрос) - а тебе при устройстве на работу с очередным ребенком имело бы смысл сразу обсудить с его родителями, что на такой вопрос отвечать. Если их вариант ответа покажется тебе неприемлемым - подумать, стоит ли работать именно с этой семьей.
Просто мне очень не нравятся ситуации, когда родители и прочие воспитатели тянут ребенка в разные стороны. Опять же - именно ребенка; подростку, наоборот, знать о возможности совсем разных подходах даже полезно.
Я общаюсь с детками постарше - 12-14 лет, так что разъяснять им ничего не надо. Единственное, не стоит акцентировать внимание на различиях между традиционными парами и нетрадиционными. Обычное дело, ничего особенного. Чтобы у деток не было предвзятого отношения.
Ну, в том же возрасте, в котором и вообще о сексе и полах. Об устройстве мира и об откуда берутся дети. Как только сама тема заинтересует - расскажу в том числе и об этом.
В формулировке: "Люди разные, предпочтения тоже разные, это нормально, пока никто никому ничего не навязывает", "А бывает, что человек ощущает себя совсем не тем, кем является. Это кажется ему ошибкой, и он стремится ее исправить. Средства и возможности для этого сейчас есть. И это хорошо. Потому что человеку комфортно с другими, только когда комфортно с собой, внутри себя. Когда он себя принимает. Но ведь все мы в той или иной мере себя делаем. Себя строим. Как строят, например, дом. И важно, в конечном итоге, кем мы являемся, а не кем когда-то были". "Неважно, что дядя С. когда-то был девочкой. Он мужчина. Во всех лучших смыслах этого слова".
Как-то, наверное, так или близко.
в корректной форме, примеры пожалуй изложены выше.
1) После того, как сумею объяснить ребенку, что не все вопросы, которые мы обсуждаем дома, следует обсуждать с друзьями/учителями/другими взрослыми и детьми, потому что они не все поймут. Причина - не хочу, чтобы ребенок нарвался на резкий негатив и травлю, что в нашем обществе, увы, очень даже реально.
2) После пункта 1 - в том возрасте, в котором спросит либо когда понадобится. Подобрать правильные и понятные слова, ИМХО, можно и для трехлетки, и для подростка.
Формулировки как-то усредненно, вне зависимости от возраста, тут вроде уже назвали и я с ними соглашусь. "Иногда бывает и так, это хорошо и правильно".
Марек диагнозом проникся, в родовых окончаниях не путался. Когда пошел в школу, его забирал именно "дядя", нормально, так и представил классу. У класса и родителей одноклассников тоже вопросов не возникло.
Про ЛГБ у крестника вообще никогда вопросов не было, это для него открытая информация, но он в принципе не задается вопросами, какая разница кто кого там любит.
Счастливый ребенок на самом деле в этом плане.
К вопросу о том, зачем раньше - сугубое имхо: ребенок уже в младшешкольном возрасте может обнаружить, что его ощущения и наблюдения ("вот это - дядя", "я девочка и мне нравятся девочки", "я мальчик, но почему-то меня называют Катей и одевают в платьица", "а у соседского Пети два папы....") отличаются от того, что учителя, воспитатели и прочие значимые взрослые (да, иногда включая родителей) преподносят ребенку как правильное. Вот сейчас протаскивают всякие законы-правила-указы, писаные и неписаные, о недопустимости пропаганды ЛГБТ среди детей подростков - и можно быть уверенными, что ребенок будет мучаться своей инаковостью, но больше чем в половине случаев никаких вопросов родителям не задаст. Например, потому, что родители негативно высказывались при нем об однополых связях - а ему, мальчику Васе, нравится мальчик Петя.
Кстати, это же и к вопросу о "рассказать ученикам" получается...
А ребенок, если он у меня будет, сам все увидит. Я вообще вижу это не как "садись и послушай, деточка, а вот бывают такие семьи и такие". А чтобы в повседневной жизни понемногу у него складывался паззл.
Ситуации, которые ты описываешь - на мой взгляд, как раз тот случай, когда у ребенка возникли соответствующие вопросы/непонятки, и наступило время о них поговорить...
Насчет "рассказать ученикам" в случае, если родители транслируют этому ученику "не то" мнение - на мой взгляд, тут вопрос этики.
Школьный учитель, социальный работник, врач из госполиклиники, инспектор по делам несовершеннолетних и т.д. - т.е. люди, получающие зарплату не напрямую от родителей, в случае, если они считают поведение родителей ребенка неадекватным (все равно - по одному параметру или по целой куче), могут предпринимать какие-то действия - в том числе и давая ответы на сложные вопросы, не совпадающие с мнением родителей.
Наемный специалист, получающий зарплату напрямую от родителей - няня, гувернер, репетитор и т.д., сугубое ИМХО - не должен "ставить палки в колеса" родителям за их же деньги. Если, на его взгляд, ситуация действительно требует защиты ребенка от родителей (хотя бы в плане навязывания ими каких-то неполезных стереотипов) - честнее отказаться от этой оплачиваемой работы и какие-либо действия по помощи ребенку оказывать "за свой счет".
Опять же - все только мое мнение, никому не навязываемое.
Ребенку - да, когда задаст вопрос. А если у меня будет ребенок, то и вопрос будет, есть среди друзей лесбиянки, да и я, в общем, би. Вопросы начнутся даже не про секс, а про то, почему в детском садике кого-нибудь за что-нибудь дразнили, например мальчика за длинные кудряшки или девочку за пацанское поведение, или у кого-то две мамы, а что, может такое быть... Вот надо говорить, что это нормально, дразниться не нужно, несоответствие стереотипу не делает людей плохими. Да, могут дразнить за такое, но это потому, что еще невоспитанные, не понимают. Или глупые, если уже взрослые, а не понимают, что надо своими недостатками заниматься, не чужими.
Ученикам, чужим детям... это теперь скользкая тема. Не всегда известно, какие у них родители, вдруг выйдет, что пропагандирую равноценность однополой семьи, тем более что я так правда считаю... Но на прямой вопрос, конечно, отвечу, что так бывает, это нормально. Иначе будет не честно перед собой и перед ними.
А всякие учителя и соцработники сейчас, кажется, могут огрести больно за "ЛГБТ - нормально". Ну и кто из них чего такое скажет, как думаешь?
Хотя в моем опыте было и семейство, в котором родители к ЛГБТ были более чем терпимы, а вот дитятя регулярно меня поправляла, когда я о себе говорил в мужском роде.