пьет, как храмовник, ругается тоже, а в остальном они вовсе непохожи ©
Сначала думал написать это в чатик, но потом понял, что хочу несколько более открытого доступа.
Одним из самых страшных осознаний с "На Закате" для меня стало осознание, что у меня/у персонажа всегда есть выбор.
Вот то есть вообще всегда. Даже когда это выбор из плохого и плохого - он все равно в моих собственных руках, и его последствия нести мне самому, без всяких "меня заставили, я поломался, я испугался".
Оказывается, предельная свобода - очень страшная штука.
Наверное, я хочу об этом говорить, да.
Одним из самых страшных осознаний с "На Закате" для меня стало осознание, что у меня/у персонажа всегда есть выбор.
Вот то есть вообще всегда. Даже когда это выбор из плохого и плохого - он все равно в моих собственных руках, и его последствия нести мне самому, без всяких "меня заставили, я поломался, я испугался".
Оказывается, предельная свобода - очень страшная штука.
Наверное, я хочу об этом говорить, да.
И "...думал не головой, а грешным делом", ага )
Я бы все-таки добавила, что причины выбора и мотивации, с которыми он был совершен, имеют значение для оценки этого выбора и отношения к нему. А значит, и для последствий.
Тут вопрос не в оправдании выбора, а в точности учета его условий.
В общем да, но мне таки было очень странно сидеть у ЧС и понимать, что у меня очень ненулевое количество вариантов, несмотря ни на что.
И что оценить внятно мотивации я таки не могу.
Ну или если в описанном случае, сдох - виноват, выжил - тоже, мать его, виноват. Ни единого шанса.
Не, я считаю, так оно не работает. Есть ситуации, когда можно сказать, не было выбора. А то так и алкоголик может жене сказать - сама виновата, что развелись, у тебя выбор был, могла не разводиться.
И вероятность третьего варианта не учитываешь. А он ведь самый простой.
А какой третий вариант?
А какой третий вариант?
А вот.
Тут не стоит как вешать на человека ответственность за то, что таки сделали другие с ним, так и снимать ответственность за то, что сделал сам. А когда оно переплетается между собой - отдельный вопрос, как разделять, мало какой выбор делается в вакууме.
С этой ЧС был еще пример медика (знаю со слов Морронда после игры) - когда тот дал показания против моего персонажа, после того как какую-то инфу внушили колдовством, а потом эту же инфу заставили вслух выдать. И тут с вопросом, где была свобода и в чем заключался чей выбор, без пол-литры разбираться уже сложно.
Хэлле, А почему оно - страшное?
Еще вариант, почему страшное, с другой игры и в совсем других условиях: сидишь ты в глубокой ж..., думаешь, мол, лучше б я умер вчера - и понимаешь, что все для этой ситуации сделал сам. Протупил, не подумал, влез когда не надо куда не надо по причине личной симпатии, пожалел кого не стоило... и точек для исправления было более одной. Но все уже продолбаны. И даже морду ради морального удовлетворения набить некому - ты сам кузнец своего геморроя.
А третий вариант, например, для твоей ситуации с "или мы, или друзья" - "нахуй все, одна проживу".
sehmeth, вот с колдовством там вообще достаточно странно вышло, я понимаю технически, что там было сделано, но не понимаю, какие и как из этого следуют результаты.
Но это было прямо после финала в общем галдеже обо всем сразу.
А в любом случае, всех послал - остался один - сам виноват. Вот так пожалуешься, а тебе и ответят - ты сам так выбрал. А выбора-то и не было.
Ну это как инструмент - он же не может отвечать за то, что им делают.
Насколько я знаю, Морронд в мою сторону дальше ничего не делал, потому что руки не дошли. Устал, бедняга (и это даже не ирония
А вот бари инспектор эти показания то ли увидела, то ли услышала в пересказе и запомнила как "на Айелет кто-то донес, но вот кто и о чем конкретно... был сигнал, короче". Я после игры тогда спрашивала Ахелию, что это было - а она рассказала, что бари инспектор пошла говорить со мной, отрабатывая тот самый сигнал, как хоть какое-то подспорье в ее расследовании, время-то поджимало.
Она потом Морронда и призвала, когда я заинтересовалась, кто и за что на меня доносил - любопытно же было. При том, насколько ограниченный круг лиц знал про реальное преступление моего персонажа )))
Про остальные хвосты не знаю.
Но даже в таком виде уже получается интересная картинка, как в событие с разных сторон прилетал разный вклад пачки людей плюс большую роль играли случайности.
И хоть укурись, разбирая, где там чья ответственность и как оно работает. И с какого боку были вопросы свободы воли - у каждого из участников.
да, особенно я люблю те РИ, на которых случаются красивые этические задачкиКстати, а про тебя вообще хоть кто-то кроме меня знал? ))
Вот, кстати, существенный момент. А то помимо внешних условий выбора есть еще такое, как психическое и физиологическое состояние. Если б мозги у человека всегда работали одинаково, независимо от того, хорошо ему или плохо, насколько давно он спал, что курил и все ли в порядке с обменом веществ... ) но нет.
Кстати, а про тебя вообще хоть кто-то кроме меня знал? ))
С середины игры - Амлах, то есть, тоже из разряда онбыникогда )))
Подслушать-подсмотреть у кого-то шансов было очень мало, так что вряд ли.
Я, в принципе, какие-то вещи запоминаю чисто логикой - ага, вот так принято, значит, в таких ситуациях делаем так. Но все запомнить не могу, плюс есть вариации, когда для разных людей одни и те же действия оцениваются по-разному. А вот этого такта, эмоциональной интуиции, которая подсказывает, как и что надо говорить и делать, у меня нет. Поэтому я просто стараюсь оценивать себя глазами других - всё ещё ок, или я хрень творю. Иногда этим пользуются, говоря, что хрень, а для меня-то ок. Тоже тот ещё квест, оценить, насколько справедливы претензии ко мне, то есть, грубо говоря, кто офигел, я или тот, кто говорит, что я творю хрень.
Но да, я оцениваю с позиции опыта, в котором окружающие считают, что я должен быть тихим, послушным и согласным со всем, что с ним происходит, даже если меня бьют ногами за гаражами; а я считаю, что я должен быть в первую очередь максимально живым и целым.
Кстати, куда-то туда же, к теме ответственности и свободного решения - последствия же не просто "нести" неизменными, с ними в теории дальше придется еще что-то делать. Причем вопрос - кому.
Не то что бы люди всегда вовремя вспоминали, что выбор делается не только почему-то, но и зачем-то... но если вспоминают, то картинка в плане оценки мотиваций становится еще интереснее.
Динамика вообще часто интереснее статики )
Тут, конечно, у каждого свой опыт, но для меня это всегда было самой комфортной ситуацией на игре - когда на все, что происходит вокруг меня, я могу хоть как-то повлиять. Беспомощность, когда от тебя ничего не зависит, имхо, гораздо страшнее даже самого плохого выбора.
Да, вот у меня как раз с родителями такое было - тихим, послушным и согласным. А потом пообщалась с людьми и увидела, что можно не только так. Для этого пришлось в Москву переехать.
А ещё я до сих пор офигеваю от того, что не наводит народ в своей массе идеального порядка дома. Сколько видела - совершенно офигительный беспорядок, и никто не морочится как мои родители, а живут и радуются. "А что -так можно было?"
А вообще - это всё про тот же выбор. Чью точку зрения принимать, кого считать правым и что правильно. Ну и да - кого считать ответственным, если мне сказали, что вот так оно правильно, а потом - что правильно совсем по-другому.